Nazarbayev University
Graduate School of Education

Graduate School of Education

Реализация инициатив в высшем образовании Казахстана

Реализация инициатив в высшем образовании Казахстана

Реализация инициатив в высшем образовании Казахстана

Статус: завершен, 2017

Исследовательская группа

Высшая школа образования Назарбаев Университета

Дархан Билялов, PhD
Дина Гюнгер, МЕd
Закир Жумакулов, MPP
Кайрат Куракбаев, PhD (научный со-руководитель проекта

Высшая школа образования Университета Пенсильвании

Мэттью Хартли, PhD (научный руководитель проекта)
Питер Экель, PhD

Описание проекта

Данное исследование было проведено в 2017 году исследовательской группой Высшей школы образования Назарбаев Университета (NUGSE) и Высшей школы образования Университета Пенсильвании (Penn GSE). Проект был ориентирован на проведение качественного исследования среди ключевых субъектов системы высшего образования в Казахстане для определения их восприятия текущей ситуации в контексте внедрения институциональной автономии и корпоративного управления в вузах Казахстана.

Ключевые результаты

На сегодняшний день в Казахстане имеют место несколько типов функционирующих советов. Многие государственные вузы создали советы попечителей, которые по большей части функционируют в качестве совещательных органов. Определенная группа вузов позволили создание наблюдательных советов, которые имеют полномочия по утверждению ежегодного плана развития вуза, бюджета института, и определению кандидатур на позицию ректора вуза, которые затем направляются в Министерство образования и науки для окончательного утверждения. Частные вузы, согласно законодательству Республики Казахстан, являются акционерными обществами со значительной долей или полным пакетом акций принадлежащих государственным органам. Как корпорации, они имеют Совет Директоров, который располагает значительными полномочиями по стратегическому управлению и бюджетированию института, назначению и отстранению ректоров. Данное исследование было сфокусировано на вузах с наблюдательскими советами и советами директоров. По результатам исследования было выявлено следующее. Во-первых, интервью с представителями советов показало, что главной мотивацией для вступления в совет (или подачи заявления на рассмотрение) было искреннее желание помочь вузу. Действующая правовая база способствовала выбору кандидатов в совет без соответствующего опыта работы. Данное обстоятельство указывает на необходимость обеспечения подготовки для членов советов. Несколько вузов имеют своего рода ориентацию, проводимую секретарем совета. Члены совета ряда вузов отмечали тренинги, проводимые по инициативе государственных учреждений, таких как Национальный Аналитический Центр. В целом, члены советов должны выработать понимание, что они являются звеном в сотрудничестве с высшим руководством. Также они не должны выполнять функции аудита и регулирования на постоянной основе, за исключением частных случаев. Далее, члены совета не должны представлять интересы узкой группы лиц, а напротив, их обязанность это интересы вуза в целом. Тренинги с учетом специфики Казахстана и международного опыта будут важны для выполнения своей роли продуманно и во благо общества.

Методы исследования

Данный проект использовал качественные методы исследований. Метод интервью был ориентирован на решение следующих задач проекта:

  • Как и почему субъекты выбирают стать членами совета;
  • Как старшие администраторы и члены советов понимают свои роли;
  • Восприятие людьми работы советов – как структурирована работа советов, и какие факторы оказывают влияние на их работу;
  • Какие изменения, по мнению субъектов, были необходимы для совершенствования работы новых органов управления.

Будучи пояснительным исследованием, оно не имело целью формирование комплексного понимания опыта высших руководителей и членов советов в системе высшего образования. В соответствии с практиками качественных исследований, целью проекта было выявление комплексных проблем, которые возникают в работе советов при понимании и реализации своей роли. Исследовательская группа имела возможность говорить с представителями высшего руководства (ректоры или проректоры) и членами советов 4 вузов (из 5), в общем 15 человек. Участники интервью, представлявшие различные структуры, предоставили спектр перспектив относительно функционирования советов.

Планируемые публикации

Экель, П. Централизация и децентрализация в управлении высшим образованием.
Хартли, М. и Билялов Д. Автономия и управление в высшем образовании: меняющаяся роль советов.