Nazarbayev University
Graduate School of Education

Graduate School of Education

Прогрессивные модели лучших практик интернализации высшего образования в Казахстане

Прогрессивные модели лучших практик интернализации высшего образования в Казахстане

Прогрессивные модели лучших практик интернализации высшего образования в Казахстане

Статус: завершен, 2014-2016

Исследовательская группа

Аида Сагинтаева (руководитель проекта), PhD
Линн Парментер (со-руководитель проекта), PhD
Джейсон Спаркс (со-руководитель проекта), PhD
Сулушаш Керимкулова, PhD
Айси Ли, PhD
Адиль Аширбеков, МА
Закир Жумакулов, МРР
Шолпан Тазабек, докторорант

Введение

Проект был проведен Высшей школой образования Назарбаев Университет при тесном сотрудничестве с известными международными экспертами, а именно Ханс де Вит (Бостонский колледж, Центр Высшего образования), Джейн Найт (Университет Торонто), Лаура Перна (Университет Пенсильвании, Высшая школа образования), Гита Штейнер-Хамси (Колумбийский университет). Данный проект был нацелен на понимание трендов интернализации в системе высшего образования в Казахстане в условиях текущих реформ на национальном, региональном и глобальном уровнях. В частности, данное исследование изучало пути реформирования Казахстанскими вузами в трех сферах, а именно институциональное вовлечение, преподавание и образование, и интернализация исследований.

Ключевые результаты

2014

Данное исследование выявило потенциальные вызовы с которыми сталкивается правительство Казахстана и вузы. Во-первых, имеет место значительный разрыв в области интернализации между Казахстаном и развитыми странами. В то время как Казахстан сфокусирован на принимаемых мерах, страны Запада начали переход к системной интернализации. Во-вторых, имеет место различие в стратегиях на национальном и региональном уровнях. В то время как стратегии министерств направлены на Европу и Северную Америку, вузы отдают больше внимания соседним странам. В-третьих, вузы не имеют потенциала для реализации интернализации, и как следствие интернализация осуществляется главным образом Международным отделом и проректором.

2015.

Вовлеченность в международное сотрудничество в Казахстанских вузах имеет разные формы. Зачастую, международное сотрудничество основано на личных связях и работе сотрудников, владеющих английским языком. Это указывает на необходимость профессионального развития, включая языковую подготовку учителей, желающих участвовать в инициативах по интернализации. Очевидно, что Казахстан реализует целый спектр различных подходов для интернализации высшего образования, в том числе аккредитация программ, развитие новых программ в сотрудничестве с иностранными экспертами, и создание «программ-мостов».

2016

Ниже приведены рекомендации, которые по нашему мнению обусловлены характером и уровнем исследования. Рекомендации кейсов рассмотренных в данном проекте не претендуют на генерализацию в традиционном научном понимании. Рекомендации, изложенные ниже, основаны на результатах исследования в 2016 году.

  • Многое необходимо сделать для понимания и согласования различных перспектив между теми, кто представляет традиционною Советскую школу и теми, кто работает в рамках реформ Болонского процесса. Это поднимает ряд вопросов о степени, в которой новые изменения в подготовке докторантов по Болонскому процессу совпадают с требованиями исследовательской среды. Если нет, то возникает необходимость внедрения системы пост докторантуры. С другой стороны, может иметь место непонимание и необъективность в отношении существующего различия. В любом случае, государственные служащие и руководители захотят рассмотреть данные проблемы и наиболее приемлемые пути их разрешения.
  • Взгляды, ценности, методы, навыки и вклад старшего поколения исследователей, представляющих Советскую школу и переходный период 1990-х годов, должны быть приняты к рассмотрению и учтены в текущих условиях интернализации, Болонского процесса и мировых стандартов. Многие участники исследования отмечают факт, когда старшее поколение исследователей недооценены и вытеснены на периферию в силу приоритетов в сотрудничестве с международными изданиями, зарубежными партнерами, и финансировании, особенно со стороны внешних источников. Данный аспект является важным для будущих исследователей в академии и государственной политике. Реализация данных направлений предусмотрена в рамках понимания подлинных основ, на которых происходят данные реформы. Исследователи могут рассматривать данный вопрос с различных точек зрения, но изучение опыта Казахстана проливает свет на реформирование сферы исследований на пост-советском пространстве и Средней Азии.
  • Рассмотреть больше стимулов для сотрудничества с вузами. Текущая Государственная программа индустриального и инновационного развития предусматривает, что университеты взаимодействуют с индустрией в развитии своих программ;
  • Однако, вовлеченность индустрии в рамках сотрудничества не всегда на желаемом уровне. Другим стимулом могут послужить налоговые преференции на инвестиции для организаций в области исследований вузов;
  • Продолжать политику диверсификации экономики и вовлечения высшего образования в рамках Государственной программы индустриального и инновационного развития;
  • Администраторы Государственной программы индустриального и инновационного развития и представители Министерство образования и науки должны презентовать успешные кейсы в развитии сферы исследований среди студентов как примеры результатов инновационного исследовательского тренинга;
  • в рамках институциональных целей обозначенных в Исследовательской стратегии по системной интернализации, вузы должны способствовать интеграции студенческих исследований в системы, связывающие субъектов внутри и между вузами, международными и местными партнерами;
  • Дальнейшее расширение сфер, в которых будет осуществляться поддержка сотрудничества среди вузов;
  • делиться успешным опытом сотрудничества между Казахстанскими и зарубежными вузами;
  • усилить поддержку сфер исследований в вузах, помимо областей, обозначенных в Государственной программе индустриального и инновационного развития;
  • государственные деятели и руководство вузов должны разработать стратегию интернализации сферы исследований, которая будет основана на системном подходе к интернализации, представленном Хансом де Витом и другими учеными;
  • представленная в рамках системной интернализации, интернализацию сферы исследований необходимо понимать как измерение большей институциональной стратегии. Центральной составляющей для системной интернализации исследовательской стратегии могла бы стать создание вузовской культуры исследования в поддержку инициатив студентов и преподавателей, культуры капитализирующей на преимуществах имеющих место в вузах.
Методы исследований

Для решения задач исследования были использованы несколько методов. На основании опыта предыдущих проектов в сфере, исследовательская группа осуществила сбор и анализ документов, отчетов и баз данных для предварительного понимания масштабов, величины, развития и параметров интернализации высшего образования, включительно стратегии Министерства принятые в целях интернализации. В дополнение к обзору литературы и проведенных исследований, группа рассмотрела дополнительные отчеты и данные из Национального Центра по Болонскому процессу и академической мобильности, Министерства образования и науки, и других государственных учреждений. Исследовательская группа также провела социологический опрос во всех вузах Казахстана, изучив текущие восприятия и вовлеченность в интернализацию.

Публикации

Сагинтаева, А., Аширбеков, А. (2014). Вовлеченность вузов в процессы интернационализации. Высшая школа в Казахстане. 1. 65-67.

Сагинтаева, А., Аширбеков, А. (2014). Практика реализации международных стипендиальных программ: опыт Республики Казахстан. Вопросы образования. 4. 119-127.

Аширбеков, А., Жумакулов, З. (2015). Реализация принципов Болонского процесса в Республике Казахстан. Доклады Национальной академии академии наук Республики Казахстан. 1. 110-115

Спаркс Дж., Аширбеков А. (2015) Интернализация высших учебных заведений в Казахстане. Журнал КазНУ им Аль-Фараби, Серия Образование, 1(44).102-108.

Спаркс Дж., Аширбеков А., Ли А., Парментер Л., Жумакулов З., Сагинтаева А. (2015) Готовность к Болонскому процессу: стратегическое сотрудничество и повышение потенциала в отделах международного сотрудничества вузов Казахстана. Высшее образование в Европе.: Спрингер

Жумакулов, З., Аширбеков, А. (2016). Интернализация высшего образования: взгляд из Казахстана, Венгенрский журнал исследований в образовании, 6(1), 35-55.

Аширбеков, А., Сагинтаева, А., Жумакулов, З. (2016). Государственная поддержка исследований в вузе: кейс Казахстана. 9 Международная Конференция образования, исследований и инноваций. 2016, 4151-4155.

Аширбеков, А. (2016). Интернализация высшего образования в контексте индустриально-инновационного развития РК. Международная научно-практическая конференция «Интеграция образования, науки и индустрии», 103 – 106.

Аширбеков, А., Жумакулов, З. (2016). Вузы Казахстана в глобальном образовательном пространстве. Журнал КазНУ им. Аль-Фараби, Серия образование, 1(47). 68-75.

Парментер, Л., Спарск, Дж., Ли.А., Керимкулова, С., Аширбеков, А., Жумакулов, З. (2017) Интернализация образовательных программ в Казахстане: восприятие, причина и вызовы. Глобализация Интернализации: новые перспективы и взгляды. Лондон: Роутледж Интернашионал.