Nazarbayev University
Graduate School of Education

Graduate School of Education

Прогрессивные модели лучших практик академического управления и менеджмента в учреждениях высшего образования Казахстана

Прогрессивные модели лучших практик академического управления и менеджмента в учреждениях высшего образования Казахстана

Прогрессивные модели лучших практик академического управления и менеджмента в учреждениях высшего образования Казахстана

Статус: завершен, 2014 — 2016

Исследовательская группа

Высшая школа образования Назарбаев Университета

Аида Сагинтаева (со-руководитель проекта)
Даурен Абен
Рената Апергенова
Дархан Билялов
Кайрат Куракбаев, PhD
Эльвира Сапарбекова, PhD
Фатима Жакупова, PhD

Высшая школа образования Университета Пенсильвании

Мэттью Хартли, PhD (руководитель проекта)
Питер Экель, PhD

Описание проекта

Исследование было совместным исследовательским проектом, проведенным Высшей школой образования Назарбаев Университета (NUGSE) и ее стратегическим партнёром Высшей школой образования Университета Пенсильвании (Penn GSE) в период с 2014 – 2016. Исследование имело целью изучение моделей лучших практик развития автономии университетов в мире и рассмотрение возможностей для их адаптации в высших учебных заведениях Казахстана. Исследование сфокусировалось на изучении роли коллегиальных органов управления высших учебных заведений, в том числе попечительских и наблюдательных советов, в контексте перехода вузов Казахстана к институциональной автономии.

Ключевые результаты

Трехлетний исследовательский проект (2014 – 2016) позволил получить значительные результаты в следующих сферах:

  • анализ кейсов по реализации совместного управления в различных вузах по всей стране;
  • разработка инструментария для использования новыми управляющими советами, включающими самооценку советами, инструментарий по оценке президентов вузов, и функции советов;
  • социологический опрос по изучению мнений представителей советов и руководства институтов относительно совместного управления, а также трендов и проблем, относящихся к вопросам совместного управления в вузах Казахстана;
  • страновые характеристики ректоров включающие карьерную траектории и биографические данные, сущность их работы и их профессиональное развитие;
  • разработка образовательных кейсов для демонстрации изменений в сфере институционального управления среди вузов;
  • разработка рекомендаций для укрепления совместного управления в Казахстане.

Данные исследования неоднократно демонстрируют, что изменения в сторону расширения институциональной автономии в основном поддерживается на институциональном и национальном уровнях управления. Данная поддержка реформ приняла форму ряда конкретных шагов по реализации совместного управления. Тем не менее, работа затрудняется в силу множества факторов. В течение периода проведения данного исследования, управляющие советы были созданы в каждом вузе с различным уровнем полномочий и потенциалом функционирования. Как стало известно, многие управляющие советы не обязательно были вовлечены в решение ключевых вопросов управления. Вместо этого, они функционировали в качестве консультационных советов, представляя собой связующее звено между работодателями и вузами. Последнее является важной функцией, тем не менее, она недостаточна в виду приоритетов академической автономии и подотчетности. Несмотря на меры Министерства образования и науки по модернизации нормативной базы в области расширения институциональной автономии, все еще имеют место сферы для улучшения. Новые принципы регулирования в высшем образовании имеют ограниченные возможности для того чтобы обеспечить успех системных реформ предусмотренных стратегическими документами. Недавние попытки обеспечить соответствие требований действующего законодательства отражены в концепции закона РК «О дополнениях и поправках в некоторые законодательные акты по вопросам расширения академической и управленческой автономий в вузах». Проект закона еще не был одобрен и находится на стадии рассмотрения. Это будет одной из первых попыток внести необходимые поправки в действующее законодательство, а также действующее определение и описание автономии.

Обзор. Автономия и управление в вузах Казахстана.

Данные обзор рассматривает тренды в Республике Казахстан, оказывающие влияние на развитие совместного управления и автономии в вузах. Загрузить Обзор в формате PDF вы можете здесь.

Методы исследования

В рамках исследования было проведено 58 глубинных интервью с 208 респондентами для изучения подходов в реализации корпоративного управления и достижения расширенной автономии в вузах Казахстана. Наряду с качественными исследованиями, исследовательская группа провела опрос среди следующих групп: 1) ректора/ президенты 85 вузов Казахстана; 2) членов попечительских и наблюдательных советов, и советов директоров 85 университетов в Республике Казахстан.

Публикации

Билялов, Д. (2016). Реформа управления в высшем образовании Казахстана. Международное высшее образование, 85, 28-30 (CIHE, Бостонский Колледж).

Билялов, Д. (2016). Реформируя систему управления в Казахстане: власть, структура и акторы. Высшая школа в Казахстане. 3, 48-52.

Билялов, Д., Орунханов, М., Сагинтаева, А., Харли, М. (2014). Совместное управление в институтах высшего образования. Высшая школа в Казахстане, 4, 11-15.

Билялов, Д., Орунханов, М., Сагинтаева, А., Харли, М. (2014). Реформа высшего образования в Казахстане: корпоративное управление в вузах. Отчеты Национальной академии наук Республики Казахстан.

Билялов, Д. (2014). Роль институциональных исследований в автономных университетах. Высшая школа в Казахстане, 2, 90-93.

Билялов, Д. (2014). Управляющие органы университетов: рекомендации на основе Американского опыта. Бюллетень Национальной Академии Наук Республики Казахстан, 2, 144 – 149.

Харлтли, М. & Руби, А. (2017) Реформа высшего образования и развитие: кейс Казахстана. (2017) Кембридж: Кембридж Юниверсити Пресс.

Хартли М., Сагинтаева А., Жакыпова Ф., Апергенова Р., (2017). Путь к автономии: управление реформами в системе высшего образования в Казахстане с обретения независимости. 

Харлтли, М. & Руби, А. Реформа высшего образования и развитие: кейс Казахстана. Кембридж: Кембридж Юниверсити Пресс.

Сагинтаева, А., Гюнгор, Д. (2016) Управление высшим образованием в Казахстане: вызовы и перспективы. 9-ая Международная конференция в области образования, исследований и инноваций, Ноябрь 14-16, 2016 – Севилья, Испания, 1181-1188. ISBN: 978-84-617-5895-1.

Сагинтаева, А., Куракбаев, К. (2015). Понимание перехода государственных вузов к институциональной автономии в Казахстане. Европейский журнал высшего образования, 5(2), 197 – 210.