Nazarbayev University
Graduate School of Education

Graduate School of Education

Новости науки

назад

Как интегрировать языки в школьные предметы: исследование докторанта НУ

Интервью с выпускницей программы докторантуры Высшей школы образования Назарбаев Университета Лаурой Карабасовой. Лаура окончила программу докторантуры в области образования, а теперь продолжает свою научную карьеру в качестве постдокторанта-исследователя в своей Альма-матер.

  1. Изучению какой тематики посвящена Ваша диссертационная работа?

Тема моей докторской диссертации была предопределена моим предыдущим опытом работы. Я работала специалистом по трехъязычному образованию в АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ). Координировала разработку и реализацию модели трехъязычного образования и организацию обучающих тренингов для учителей. Как многие знают, учащиеся НИШ изучают предметы на неродном языке. Например, классы с казахским языком обучения изучают некоторые предметы на русском и английском языках, а классы с русским языком обучения- на казахском и русском. Ведь ни для кого не секрет, что несмотря на изучение языка на протяжении нескольких лет, многие выпускники школ едва умеют поддерживать простейший диалог на казахском или английском языке. Причиной является преподавание языка методом грамматического перевода, основанного главным образом на переводе текстов и объяснении грамматических правил. Целью внедрения трехъязычного обучения как раз и является улучшение языковых навыков учащихся посредством преподавания предметного содержания на других языках. Это предполагает совершенно новые подходы к преподаванию, так как учитель-предметник теперь несет ответственность не только за предметные знания, но и за развитие языковых навыков учащихся. А как воспринимают эту ответственность учителя и понимают ли необходимость интегрированного преподавания предмета с языком? Как происходит обучение в классе? Все эти вопросы легли в основу моего исследования — кейс-стади. Для решения исследовательских задач, я анализировала документы и методические указания для учителей, проводила глубинные интервью с ними и наблюдала за их уроками. Исследование заняло 3 года, после чего я успешно защитила диссертацию в 2018 году.  Работу над данным исследованием я продолжила и после защиты диссертации, уже будучи постдокторантом. 

  1. Есть ли уже определенные результаты реализации Вашего проекта или ожидаются ли они в ближайшем будущем?

Моя докторская диссертация является первой работой в Казахстане на тему педагогики предметно-языкового интегрированного обучения. Исследование носило преимущественно прикладной характер. Результаты его были опубликованы в международных журналах (в том числе, журналы Q1), представлены на конференциях.  На ее основе написала главу книги. Кроме того, результатами данного исследования я поделилась с учителями НИШ. При этом основные сделанные в работе выводы были использованы мной из обучающих тренингов, проведенных для более тысячи учителей общеобразовательных школ. Поскольку общеобразовательные школы тоже начали переход к обучению на английском языке, в 2019 году данное исследование я повторила уже в общеобразовательных школах в рамках исследовательского гранта. Работа продолжается и я в постоянном поиске различных грантов на исследование.

  1. Что важно в процессе работы над диссертацией?

На мой взгляд, обучение в докторантуре в какой-то степени, представляет собой одиночество и изоляцию. Если на 1-м курсе ты в окружении однокурсников и профессоров, так как идут интенсивные модули, то со 2 курса увеличивается доля самостоятельной работы над своим исследованием. В такой период очень сложно поддерживать прежний уровень социальной активности. Поэтому очень важна моральная поддержка семьи. Мои родители и родные очень сильно поддерживали меня: их бесконечная вера в мои способности и силы дала мне возможность благополучно завершить свою работу над диссертацией и успешно защитить ее.

  1. Расскажите о Ваших дальнейших планах.

Мне очень нравится академическая работа: проводить исследования, публиковать результаты в лучших международных журналах, преподавать и делиться своим опытом на различных платформах. Поэтому в дальнейшем хочу продолжить академическую карьеру, а также рассматриваю позиции в лидерстве и менеджменте образования и науки. Сейчас мне регулярно поступают предложения о работе в различных образовательных проектах как в высшем образовании, так и в среднем. Но в каком бы проекте я не работала в дальнейшем, я хочу иметь возможность заниматься наукой.

  1. Ваши рекомендации/пожелания будущим докторантам? 

Своими рекомендациями будущим докторантам я регулярно делюсь на своей странице в Instagram. Уже стало традицией выступать перед вновь поступившими в нашу школу докторантами на тему «Введение в науку: мой путь докторантуры». Являюсь ментором нескольких докторантов  отечественных государственных вузов. Делюсь своим опытом касательно поиска и определения темы исследования, сбора данных, соблюдения этики, взаимодействия с руководителем, публикаций и возможностями построения научной карьеры. 

Будущим докторантам хочу сказать, что поступление должно быть осознанным решением, а не следующей академической ступенькой по инерции. Как сказала бы мой научный руководитель доктор Ижеа, должно быть страстное желание заниматься наукой. Рекомендую серьезно и тщательно подойти к вопросу выбора темы исследования, так как с ней предстоит «жить» на протяжении 3-4 лет. И конечно же, Ваше исследование должно принести хоть какую-то пользу казахстанскому обществу. Наличие практического опыта работы очень важно. И напоследок, один из важнейших навыков докторанта – навык эффективного чтения. Постарайтесь, до поступления читать много научной литературы по своей теме. Таким образом, у вас будет возможность хорошо владеть дискурсом и терминологией своей темы, выработать навыки эффективного чтения и будет готовность к первым заданиям по обзору литературы в выбранной вами области исследований.