Nazarbayev University
Graduate School of Education

Graduate School of Education

Новости науки

назад

Факторы, влияющие на выбор студентками бакалавриата инженерных наук и математики

Доктором философии в области образования, постдокторантом Высшей школы образования Айнур Альмухамбетовой и ассоциированным профессором Алией Кужабековой в журнале "International Journal of Science Education" опубликована статья Factors affecting the decision of female students to enrol in undergraduate science technology engineering and mathematics majors in Kazakhstan. Об исследовании, результаты которой  изложены здесь, в интервью нашему сайту рассказывает Айнур Альмухамбетова.       

Расскажите об основной цели исследования? 

Целью данного исследовательского проекта является анализ опыта студенток высших учебных заведений, обучающихся в настоящее время в университетах Казахстана по дисциплинам STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics - Наука, Технология, Инжиниринг и Математика).

Почему Вы считаете этот вопрос важным? 

Согласно статистике, официальный рынок труда в Казахстане сильно гендерно дифференцирован, причем женщины составляют более 70% всех работодателей в традиционно “женских” сферах, таких как здравоохранение и образование.  Статистика показывает, что мужчины преобладают в секторах STEM, где средняя зарплата в два раза выше, чем в сфере образования и здравоохранения. Уровень зачисления казахстанских студенток в университеты по дисциплинам STEM также намного ниже, и с большей вероятностью они “утекут” из образовательного конвейера STEM в процессе обучения. 

Этот вопрос важен, поскольку недостаточная представленность женщин в STEM представляет серьезную проблему для экономической конкурентоспособности страны. Женщины составляют половину населения, и вы можете себе представить огромный потенциал и талант, которые женщины могут привнести в области STEM. Сохраняющаяся недостаточная представленность женщин в STEM имеет долгосрочные последствия на результат работы женщин на рынке труда и повышает более низкий экономический статус женщин в Казахстане.

Каковы основные препятствия для женщин в Казахстане при поступлении на специальности STEM?

Мы выяснили, что главным препятствием для молодых женщин являются противоречивые ожидания общества относительно гендерных ролей в семейной жизни и гендерных норм в образовании и карьере. Согласно социальным ожиданиям, девушки в Казахстане должны быть хорошо образованными и всегда демонстрировать высокую академическую успеваемость. Однако, когда речь заходит о выборе профессии, они, по мнению общества, не должны выбирать карьеру в STEM, поскольку существует сильное мнение, что женщины не могут хорошо работать в традиционно мужских областях и не смогут сочетать "мужскую профессию" и семейные обязанности в будущем. В нашем исследовании мы выявили, что эти противоречивые социальные ожидания сбивают с толку молодых женщин, желающих продолжить свое образование в STEM. С одной стороны, они чувствуют себя способными достичь высоких результатов. С другой стороны, они слышат мнение общества и окружающих людей о том, что технические области предназначены только для мужчин, и начинают сомневаться в своих способностях и будущем.

Если говорить о девушках-студентках и STEM, каковы основные различия между нашим регионом и Западным миром?

Хотя во многих странах одной из основных причин низкого охвата женщин специальностями STEM является более низкая успеваемость девочек в области STEM на уровне средней школы, эта причина не относится к Казахстану. В таких известных международных оценках, как PISA и TIMSS, казахстанские девочки стабильно показывают равные баллы с мальчиками по математике и даже опережают мальчиков по естественным наукам.  Однако, как я уже говорила, женщины по-прежнему недопредставлены в университетах по специальностям STEM и с большей вероятностью выберут карьеру вне STEM и оставят STEM-образование в процессе обучения. 

 Такое необычное неравенство между уровнем успеваемости старшеклассниц по предметам STEM, наличием государственных грантов на обучение и фактическим зачислением девушек на программы бакалавриата по специальностям STEM делает Казахстан интересным примером для изучения проблем, с которыми сталкиваются женщины при получении образования в области STEM. По-видимому, главным препятствием для продвижения женщин в STEM в нашем регионе являются существующие социальные и культурные стереотипы об образовании и карьере женщин в STEM.

Какие факторы влияют на вовлечение девочек в STEM в более раннем возрасте?

На самом деле, различные факторы формируют опыт и решения девушки, желающей продолжить образование и карьеру в области STEM. Одним из таких факторов является школьная среда. Девочки, получающие среднее образование в школах с более высоким качеством преподавания и эффективной учебной средой, обычно развивают больший интерес к предметам STEM и большую уверенность в своих способностях с более раннего возраста. Наличие ресурсов в школах для стимулирования интереса девочек к науке, доступ к неформальным мероприятиям STEM и поддержка учителей STEM оказывают положительное влияние на решения девочек продолжать образование и карьеру в STEM. Еще одним фактором является влияние семьи. В нашем исследовании мы выявили, что девочки, которых поддерживали их семьи, чувствовали большую уверенность в своих способностях STEM и были более вовлечены в STEM.

Какие методы вы использовали в своих исследованиях?

Мы провели качественное исследование на основе опроса, чтобы лучше понять опыт девушек, получающих образование по STEM-дисциплинам в университетах Казахстана. В целом мы опросили 29 студенток программ бакалавриата и 27 аспиратов, обучающихся по различным специальностям STEM в 10 университетах Северного, Южного, Восточного, Западного и Центрального Казахстана. В данной работе рассматриваются факторы, влияющие на решение студенток поступить на специальности STEM.

Каковы основные результаты Вашего исследования и рекомендации по повышению вовлечения девушек на специальности STEM?

Ключевым выводом исследования является то, что контекстуальные и культурные факторы оказывают значительное влияние на убеждения девочек в самоэффективности в процессе выбора профессии. Даже при кажущемся высоком уровне гендерного равенства в официальной статистике традиционные верования и гендерные нормы продолжают влиять на решения девочек продолжать образование в STEM. В такой важный период, как поступление в университет, девушки в Казахстане поддаются влиянию общества и окружающих людей, которые уверены, что техническая сфера-это сфера мужчин, и начинают сомневаться, что в будущем они смогут работать в области STEM.

Есть определенные вещи, которые школы могут сделать для решения проблемы недостаточной представленности женщин в областях STEM. Наше исследование указывает на необходимость институциональной политики на уровне средней школы, необходимой для поддержки девочек в процессе выбора специальности. Школы должны предоставлять больше возможностей для профориентации и наставничества для девочек, желающих продолжить образование и карьеру в STEM. Школам также необходимо обеспечить обучение учителей методам консультирования и обучения с учетом гендерных факторов. Родители и члены семьи также должны поощрять и поддерживать девочек, стремящихся построить карьеру в области STEM. Больше внимания следует уделять пропаганде образов успешных женщин, работающих в области STEM, так как это помогает преодолеть стереотипы, связанные с профессиями STEM.

Читайте также другие статьи автора здесь:

On Being Gifted at University: Academic, Social, Emotional, and Institutional Adjustment in Kazakhstan, Gifted Child Quarterly, 2020

Gifted Students' Adjustment and Underachievement in University: An Exploration From the Self-Determination Theory Perspective, Journal of Advanced Academics, 2020