Nazarbayev University
Graduate School of Education

Graduate School of Education

Новости науки

назад

Профессорами ВШО НУ Али Айт Си Мхамед и Рита Каса в соавторстве с доктором Хансом Воссенштейном опубликована статья о модели финансирования высшего образования в Казахстане в престижном  журнале "International Journal of Educational Development".

Интервью об этой статье с доктором Али Айт Си Мхамедом и доктором Ритой Каса представлено ниже. 

Статья: Стабильность, эффективность и инновационная направленность модели финансирования высшего образования в Казахстане

Дата публикации: 26 января 2021 года

Аннотация: Данная статья находится в постоянно растущем сборнике литературы, посвященной реформам высшего образования в странах, которые возникли или возродились 25 лет назад после распада Советского Союза. С акцентом именно на Казахстан в данной статье рассматривается, как руководство университетов этой страны рассматривает модель финансирования высшего образования– государственные гранты. В статье рассматриваются аспекты стабильности, эффективности и инновационной ориентации при рассмотрении модели финансирования высшего образования в Казахстане на основе государственных грантов. В данной статье делается вывод о том, что, несмотря на признание ограничений существующей модели финансирования, существует ограниченный интерес к тому, чтобы добиваться изменений. Это может быть объяснено сложной политической средой высшего образования, которая также обсуждается в данной статье. 

Что побудило вас обратиться именно к этой области исследований?

Это часть исследования Дорожной карты, в котором рассматривалась устойчивость финансирования высшего образования в Казахстане. Соответствующие авторы этой статьи и я были убеждены после того, как мы завершили нашу работу на местах для этого проекта, что важно написать эту статью, которая использует теоретические аспекты стабильности, эффективности и инноваций модели финансирования высшего образования, чтобы понять, как эти три столпа применимы к финансированию высшего образования в Казахстане. 

Каковы основные принципы эффективного финансирования высшего образования? 

Эффективная модель финансирования высшего образования поддерживает доступ к высшему образованию, повышает качество преподавания, обучения и исследований, а также поощряет университеты эффективно использовать ресурсы, достигая оптимальных результатов при имеющемся финансировании. Способность университетов достичь этих целей обусловлена государственной политикой финансирования высшего образования. Арнхольд и др. (2014) документируют, что критериями, которые могут помочь улучшить модели государственного финансирования высшего образования, являются стабильность, стимулы, автономия и гибкость, легитимация и ориентация на приоритеты, установленные на системном уровне.

 Каковы подходы НГУ и УОО к финансированию и чем они отличаются?

В 1980-е годы на Западе появилось Новое государственное управление (НГУ) в ответ на критику того, что бюрократический процесс управления неэффективен, невосприимчив к избирателям и не способен справиться с задачами современных реалий (Худ, 1991; Олсен, 2007). НГУ противопоставлял государство рынку и утверждал, что рыночные механизмы являются решением проблем традиционной бюрократии. Когда Советский Союз распался в 1991 году, НГУ стал руководящей основой для реформ в государственном секторе и высшем образовании, продвигаемых международными организациями, такими как Всемирный банк (Поллит, 2011; Силова, 2011). Подход УОО возник в конце 1990-х годов как критика парадигмы НГУ. НГУ подвергался критике как ведущий к фрагментации, ставящей под угрозу способность правительства преследовать всеобъемлющие общественные цели (Эндерс и де Бур, 2009; О'Флинн, 2007). Повышенная институциональная ориентация на конкурентоспособность в рамках НГУ привела к тому, что правительства потеряли контроль над тем, в какой степени отдельные высшие учебные заведения и их подразделения способствуют достижению целей системы высшего образования, если такие приоритеты вообще были определены (де Бур и др., 2015).

Растущая осведомленность о недостатках НГУ породила интерес к подходу УОО (Public Value Management), который свидетельствовал об отходе от противопоставления государства рынку. Вместо этого УОО предложил новую "постконкурентную" парадигму (О'Флинн, 2007, стр. 358), с социально инклюзивным подходом и новым акцентом на коллективные предпочтения. Это был сдвиг от основного фокуса на эффективности к достижению политически легитимных социальных предпочтений, созданных посредством процессов, порождающих доверие и справедливость.  

Тенденция УОО породила растущий призыв к большему сотрудничеству и сосредоточению внимания на социально-экономических целях, а не на приоритизации эффективности (Брукер и др., 2018). Утверждалось, что УОО является лучшим подходом в высшем образовании, поскольку он позволяет университетам работать над достижением нескольких целей в своих трех миссиях обучения, научных исследований и услугах (Йонгблёд и Фоссенштейн, 2016). УОО также считается более подходящим для высшего образования, поскольку он стимулирует руководство университета участвовать в переговорах с заинтересованными сторонами для достижения общего понимания организационных целей. Таким образом, УОО рассматривает реформу высшего образования в более широком контексте, принимая во внимание разнообразие преимуществ высшего образования для общества. Следовательно, утверждается, что УОО может помочь лучше понять, почему некоторые политики успешны, а другие терпят неудачу (Брукер и др., 2018). 

Не могли бы Вы выделить ключевые характеристики финансирования высшего образования в Казахстане?

Государственный грант: Распределение государственных грантов между университетами и программами значительно варьируется и связано с такими показателями эффективности, как количество студентов и выпускников, доля выпускников, занятых после окончания учебы, квалификация персонала, количество студентов, получивших награды, и средний балл успеваемости студентов (GPA) 

Плата за обучение: Более трех четвертей студентов в Казахстане платят за свое высшее образование. Более половины студентов государственных университетов платят за свое образование. 

Диверсификация ресурсов: Государственные университеты Казахстана опираются на два основных источника доходов: государственный бюджет и плату за обучение. Доступность других доходов, таких как фонд целевого капитала и частные стипендии, только развивается. Этот доход ограничен по объему и доступен только в некоторых университетах. 

Финансовая поддержка студентов: Национальная система финансовой поддержки студентов в Казахстане состоит из государственных грантов с ограниченным использованием студенческих кредитов и программы SEAS. 

Какие методы исследования вы применили в этом исследовании? 

В данном исследовании применялись качественные методы исследования. Доказательства, представленные в данной статье, были получены в ходе исследования, проведенного в рамках проекта "Разработка стратегических направлений реформирования образования в Казахстане на 2015-2020 годы". Исследование проводилось в 2016 году. Исследователи посетили 15 университетов в разных городах Казахстана, чтобы опросить представителей руководства университетов об их взглядах на то, как модель финансирования высшего образования в Казахстане поддерживает устойчивость университетов и стратегические цели развития высшего образования и науки. Были проведены очные полуструктурированные интервью с представителями руководства одного автономного университета, пяти национальных университетов, пяти государственных университетов, двух университетов со статусом АО и двух частных университетов. Кроме того, исследователи опросили руководителей двух департаментов Министерства образования и науки Казахстана. В данной статье представлены результаты интервью представителей университетов по вопросам финансирования высшего образования, доступа к нему, качества преподавания и обучения, научных исследований и эффективного использования ресурсов. 

Не могли бы вы изложить нашим читателям основные выводы вашего исследования? 

Применяя перспективу трех столпов хорошей модели финансирования высшего образования (Зигеле, 2013) –стабильность, эффективность и инновационная ориентация – при анализе данной системы можно сделать следующие наблюдения: 

Стабильность: Государственные гранты обеспечивают базовое финансирование государственных университетов, а также ценовую ориентацию, поскольку эти гранты дифференцированы по типу университета и учебной программе. Модель финансирования государственных грантов воспринимается как легитимная, функционально осуществимая и поддерживающая институциональные цели. Некоторые частные университеты, которые также обучают студентов, финансируемых за счет государственных грантов, рассматривают это финансирование как поддержку репутации высшего образования в этих университетах, даже если сам грант не рассматривается как значительный источник дохода. С государственными университетами дело обстоит иначе. Несмотря на то, что в большинстве государственных университетов доля студентов, самостоятельно оплачивающих обучение, превышает количество студентов, финансируемых государством, государственные гранты представляют собой значительный источник дохода. 

Эффективность: только аккредитованные университеты, соответствующие установленному пороговому значению для приема на работу своих выпускников, а также некоторым другим критериям, могут иметь право принимать студентов с государственными грантами. Государственные гранты выделяются университетам ежегодно, поэтому проводится ежегодная оценка университетов, претендующих на это финансирование. В то же время степень этой ориентации на эффективность можно рассматривать как ограниченную. 

Инновация: Дифференциация государственных грантов на одного студента по типу вуза предполагает ожидания от научных исследований. Хотя в национальной программе развития высшего образования (Министерство образования и науки, 2016) инновации перечислены в качестве стратегической цели для сектора высшего образования; нет четкого указания на то, как финансирование государственных грантов отражает инновационную направленность. 

В целом данные этого исследования свидетельствуют о том, что государственные гранты – это модель финансирования, которая не балансирует между тремя столпами распределения финансирования-стабильностью, эффективностью и инновациями. Модель финансирования государственных грантов в значительной степени ориентирована на стабильность и оказывает ограниченное влияние как на ориентацию эффективности, так и на инновации университетов.