Nazarbayev University
Graduate School of Education

Graduate School of Education

Новости

назад

Результаты исследования

Результаты исследования по вопросам обновленного содержания начального образования были представлены педагогическому сообществу
Научно-академический коллектив Высшей школы образования Назарбаев Университета продолжает принимать участие в ежегодной международной научно-практической конференции АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». В этом году в конференции под названием «Ценности, благополучие и инновации для будущего образования», прошедшей 26-27 октября, одна из презентаций была посвящена вопросам имплементации обновленного содержания начального образования в общеобразовательных школах Республики Казахстан. В сотрудничестве с Факультетом образования Кембриджского Университета, исследователи Высшей школы образования Назарбаев Университета представили предварительные результаты международного научно-исследовательского проекта «Исследование современных тенденций развития системы среднего образования в Казахстане». В исследовании изучались отношения и мнения школьных учителей, завучей и директоров школ о внедрении обновленного содержания начального образования, а также новых принципов и практики оценивания в средних общеобразовательных школах Казахстана. Основной подход к организации исследования заключался в разделении общей тематической направленности проекта на различные подтемы. Эти подтемы включали в себя вопросы, связанные с отношением, восприятием и личным опытом школьных учителей, завучей и директоров школ как основных заинтересованных сторон в процессе обновления содержания начального образования. В частности, исследование было основано на следующих пяти подтемах:

1. Цели и задачи обновленного содержания начального образования
2. Содержание новой учебной программы
3. Новые способы оценивания академических достижений учащихся
4. Педагогика и обучение
5. Общий опыт внедрения новых аспектов содержания начального образования. Данный опыт включал в себя управление изменениями и поддержку в реализации этих изменений.
В качестве методологической основы для исследования была выбрана модель четырех взаимодействующих компонентов эффективной системы обучения, предложенная ученым Линдой Дарлинг Хаммонд (Darling Hammond, 2010). Данные компоненты включают в себя качественно разработанную учебную программу, соответствующие учебные материалы и условия для обучения, эффективные методы оценивания академических достижений учащихся, качественно подготовленных учителей. Вместе с этим, в качестве механизмов, оказавшихся полезными для организации и критического анализа исследовательских данных, исследователи применили две концепции ученого Тима Оатса (2010), который он использовал в своем международном исследовании по вопросам развития и управления разработкой учебных программ. Это – «контроль за организацией системы содержания образования» и «согласованность различных аспектов в системе содержания образования».
В исследовании приняли участие 6 из 30 пилотных общеобразовательных школ, работающих по апробации государственного общеобязательного стандарта начального образования (ГОСНО). Исследование проводилось в различных регионах Казахстана с охватом равного числа сельских и городских школ. В течение 2016-2017 лет было проведено 20 индивидуальных интервью и 35 интервью с фокус-группами, в которых приняло участие более 60 человек. В процессе исследования был проведен опрос, в результате которого были получены качественные и количественные данные с использованием открытых и закрытых вопросов. В шести пилотных школах 67 учителей первых классов и 253 учителя, работающие в других классах, приняли участие в опросе. Кроме того такой же опрос был проведен в оставшихся 24 пилотных школах среди 275 учителей первых классов.
Качественные данные показывают, что многие учителя и директора школ рассматривают обновленное содержание образования как существенное изменение профессионального мышления и практики учителя. Как отметил один директор пилотной школы: «У нас были изменения раньше, но то, что происходит сейчас – это уже смена парадигмы».
В процессе обновления содержания начального образования, сотрудничество в школах увеличилось, и это проявляется как на уровне отдельной школы, так и среди школ. Данный факт был высоко оценен учителями. Сотрудничество проявлялось между учителями, между учителями и учениками, а также между школами. Учителя участвовали в совместном планировании, совместном обучении, взаимопосещении уроков, проведении тренингов для своих коллег, а также в командном преподавании предметов. Во многих случаях такие формы сотрудничества казались очень новыми для учителей.
Рассматривая различия между городскими и сельскими школами, восприятия городских и сельских учителей об обновленном содержании образования схожи в отношении всех компонентов новой учебной программы. Однако, как отмечает научный руководитель данного исследовательского проекта, Кайрат Куракбаев, «социальное происхождение учащихся в контексте городских и сельских школ вызвало среди учителей различные отношения к обновленному содержанию образования». При анализе количественных даннных отмечены статистически значимые отличия между сельскими и городскими школами в восприятии учителями сложности новой учебной программы. По сравнению с их городскими коллегами, сельские учителя считают, что уровень сложности новой учебной программы является весьма завышенным для большинства учащихся. Более подробно, 66% городских учителей согласились или выразили «полное согласие» с тем, что сложность новой учебной программы находится на соответствутствующем уровне для учащихся, по сравнению с 54% сельских учителей. Говоря о своем отношении к сложности обновленного содержания образования в контексте различия между городскими и сельскими школами, некоторые учителя подчеркивали важность дошкольного образования и подготовки детей к школе. Неравномерный доступ детей к дошкольному образованию создает проблемы на уровне отдельного класса или в некоторых случаях на уровне целых групп учащихся, когда дети только начинают адаптироваться к школьной среде.
Говоря про практику применения новых способов оценивания учебных достижений учащихся, следует отметить, что у учителей, работающих по новой учебной программе, сформировалось более глубокое понимание преимуществ различных методов оценивания. Как отмечает Лиз Уинтер, научный сотрудник Факультета образования Кембриджского Университета и член данного международного проекта, «контент-анализ исследовательских данных, полученных посредством вопросов открытого типа показал, что учителя, работающие по новым учебным программам, дали более многовариантные, статистически значимые ответы о подходах к оцениванию по сравнению с теми учителями, что работали по старым учебным программам». Результаты опроса также показали, что подход «оценивание для обучения», уже широко распространен среди учителей 1-го класса в 30 пилотных школах. Наблюдается заметный прогресс в понимании целей оценивания для обучения, а не для подотчетности со стороны учителей. Понятие «контроль» часто упоминалось как цель оценивания теми учителями, кто еще не был знаком с новой учебной программой. Учителя из шести пилотных школ, не работавшие в первых классах, мало что могли предложить в своих ответах, говоря о целях оценивания. Напротив, две категории ответов были значительно более распространены среди учителей первых классов по сравнению с учителями других классов. Это – оценивание в целях проверки формирования навыков и оценивание для проверки достижения целей обучения каждым отдельным учащимся.
Новые способы предоставления родителям результатов оценивания академических достижений учащихся привели к более активному взаимодействию с родителями с точки зрения обсуждения академического прогресса детей.
Значительное количество времени и усилий учителей, занимающихся апробацией новой учебной программы, было потрачено на объяснение родителям, что означают новые формы отчетности. Перед учителями возникла большая задача, как объяснить родителям учащихся почему их дети не получают отметки ежедневно. Несмотря на то, что это заняло время учителей, данная деятельность обеспечила механизм, с помощью которого учителя начали более активно обсуждать обучение детей с родителями как в группах, так и индивидуально.
Читатели, заинтересованные в более полных результатах данного исследования, могут связаться с руководителем проекта Кайратом Куракбаевым по эл.почте gse.research@nu.edu.kz или по телефону +7 (7172) 70 65 76.