Nazarbayev University
Graduate School of Education

Graduate School of Education

Исследование современных тенденций развития системы среднего образования в Казахстане

Исследование современных тенденций развития системы среднего образования в Казахстане

Исследование современных тенденций развития системы среднего образования в Казахстане

Статус: completed, 2017

Исследовательская группа

Высшая школа образования Назарбаев Университета

Д-р Анна Коэн Миллер
Д-р Бриджит Гудмэн
Закир Джумакулов
Асель Камбатырова, студент PhD
Д-р Кайрат Куракбаев (со-руководитель проекта)

Кембриджский университет, факультет образования

Д-р Олена Фимьяр
Д-р КоллинМакЛафлин (руководитель проекта)
Д-р Лиз Уинтер
Д-р Наталлиа Якавец

Описание проекта

В исследовании изучались мнения и отношение школьных учителей, директоров школ и других заинтересованных сторон к внедрению новых элементов в учебную программу начального образования, а также новых принципов и практики оценки в общеобразовательных школах Казахстана. Общая стратегия исследования основывалась на том, что основное внимание в исследовании уделялось отношению, восприятию и опыту школьных учителей, заместителей директора, директоров школ и других заинтересованных сторон к пяти основным элементам, а именно:

  • к целям и задачам учебной программы;
  • содержанию учебной программы;
  • новым методам оценки;
  • общему опыту внедрения новых элементов, включая управление изменениями и поддержку в их реализации.
Основные результаты

Качественные данные показали, что многие учителя и директора школ рассматривали новую учебную программу как значительное изменение в мышлении и практике. Как сказал один из директоров экспериментальной школы: «Изменения проводились и раньше, но сейчас это сдвиг всей парадигмы». Некоторые результаты исследования включают следующее. Возросло и очень ценится сотрудничество между учителями как в пределах одной школы, так и между школами. Сотрудничество между учителями, между практикантами и учителями, между школами принимало множество форм. Учителя занимались совместным планированием, совместным и групповым преподаванием, наблюдениями друг за другом и учебными занятиями. Во многом такие формы были новыми для учителей. Рассматривая различия между городом и селом, восприятие содержания новой учебной программы сельскими и городскими учителями схоже по всем компонентам. Тем не менее, согласно доктору Кайрату Куракбаеву, руководителю проекта в Назарбаев Университете, «опыт и образование учащихся сельских и городских школ привел к различиям в отношении к содержанию учебной программы». Наблюдалось значительное статистически значимое различие между сельскими и городскими учителями в восприятии сложности учебной программы. Сельские учителя,по сравнению с городскими коллегами,считали, что сложность учебной программы не совсем соответствует уровню большинства учащихся. Более конкретно, 66% городских учителей частично или полностью согласились с тем, что сложность новой учебной программы соответствует уровню учащихся, в то время как такой же ответ был получен только от 54% сельских учителей.Отношение некоторых учителей к сложности содержания учебной программы, как и вопрос о различии между сельскими и городскими школами, упомянутый выше, по-видимому, лежит в основе важности дошкольного образования и подготовки детей к школе. Проблемы для всего класса или, в некоторых случаях, для целой группы возникают из-за неравномерности возможностей дошкольного обучения и сохраняются в течение всего периода, пока дети не

адаптируются к школьной среде. Обсуждая практику использования новых способов оценки успеваемости учащихся, стоит отметить, что учителя, внедряющие обновленную программу нача