Nazarbayev University
Graduate School of Education

Graduate School of Education

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕФОРМ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕФОРМ

Совершенствование содержания среднего образования Казахстана в контексте современных реформ

Статус: завершено, 2014 – 2016 гг.

Научно-исследовательская группа

Высшая школа образования Назарбаев Университета

Изтаева Аимжан

Камбатырова Асель

Хорошаш Айдар

Д-р Куракбаев Кайрат (ведущий соисследователь)

Омарбекова Айжан

Д-р Сагинтаева Аида

Д-р Шаматов Дуйшон

Сманова Гульмира

Д-р Дэниэл Торрано

Факультет педагогики Кембриджского университета

Д-р Дэвид Бриджес (руководитель исследования)

Д-р Саймон Браунхилл

Д-р Дэвид Фрост (ведущий исследователь)

Д-р Олена Фимьяр

Майкл Фордхэм

Д-р Рос Маклеллан

Д-р Фэй Тернер

Д-р Элейн Уилсон

Д-р Лиз Уинтер

Д-р Наталлиа Якаветс

Майк Янгер

Назарбаев интеллектуальные школы:

Аюбаева Назипа

Д-р Джадрина Макпал

Казжанова Айгуль

Тулеуова Назира

Тыныбаева Мадина

Есенгалиева Айгуль.

Введение в проект

Проект «Совершенствование содержания среднего образования в контексте современных реформ» является продолжением исследования, проведенного в стратегическом взаимодействии и тесном сотрудничестве между местными исследователями Высшей школы образования и международными коллегами с Факультета педагогики Кембриджского университета. Основная цель данного международного исследования – изучение изменения нынешней системы среднего образования с осуществляемыми школьными реформами, а также определение условий и поддержки, необходимых для

обеспечения непрерывности развития системы. В этом трехлетнем исследовании мы использовали ряд центральных тем, связанных с учебным планом и образовательной реформой, и применяли их, в основном, на уровне школ, а также на базе районных и областных филиалов центров и институтов повышения квалификации педагогических работников «Ɵрлеу» и, при необходимости, Министерства образования и науки Республики Казахстан и официальной правительственной документации. Эти темы включают:

* Учебный план «Трансляция» (разработка образовательных инноваций в средних школах)

* Структура школьного оценивания

* Профессиональное самоопределение учителя

* Руководство школы в меняющейся образовательной среде

* Переход выпускников школ к высшему образованию

Методы проекта

В исследовании использовался качественный метод исследования. Интервью применялись для изучения следующих вопросов исследования:

* Как и почему люди решили стать членами совета;

* Как руководители высшего звена и члены совета понимают свои роли;

* Восприятие людьми работы совета – как он структурирован, и какая динамика влияет на его работу;

* Какие изменения, по мнению отдельных лиц, необходимы для дальнейшего улучшения работы этих относительно новых органов управления.

Так как исследование было экспериментальным, цель не заключалась в получении всеобъемлющей оценки опыта руководителей высшего звена и членов совета по всей системе высшего образования. В соответствии с эффективной практикой качественных исследований его цель заключалась в охвате ряда сложных вопросов, стоящих перед этими органами, в ходе стремлений понимания и реализации своей роли. Исследовательская группа смогла побеседовать с представителями высшего руководства (с ректорами или проректорами) и членами совета четырех учреждений, в исследовании из пяти учреждений – в общей сложности пятнадцать человек. Заинтересованные стороны, опрошенные для исследования, предложили ряд видений по работе совета.



Основные выводы

Основные выводы исследования отражены в основных темах, согласованных с тематическими проектными группами. Годовые отчеты проекта можно скачать по ссылкам ниже:

  •   Скачать краткую версию отчета за 2014 год.
  •   Скачать краткую версию отчета за 2015 год.
  •   Скачать сводный отчет за 2016 год.
Публикации

Bridges, D., Kurakbayev, K., & Kambatyrova, A. (2015). Interpreting the International and Intranational “Translation” of Educational Policy and Practice: A Case of Opportunism, Serendipity, and Bricolage. In International Handbook of Interpretation in Educational Research (pp. 1499-1512). Springer Netherlands.

Fimyar, O., & Kurakbayev, K. (2016). ‘Soviet’ in teachers’ memories and professional beliefs in Kazakhstan: points for reflection for reformers, international consultants and practitioners. International Journal of Qualitative Studies in Education, 29 (1), 86-103. DOI: 10.1080/09518398.2015.1017850

Kazzhanova, A. & Kurakbayev, K. (2015) Развитие инноваций в системе среднего образования Казахстана: на примере новых подходов к организации учебного процесса в Назарбаев Интеллектуальных школах. [Development of Innovations in the System of Secondary Education in Kazakhstan: new approaches to the teaching-and-learning process at Nazarbayev Intellectual School]. “Methodologist Journal”, 9, pp. 11-16.

Kurakbayev, K. & Omarbekova, A. (2015) Advancement of the National System of Students’ Knowledge Assessment in the Context of a Criteria-based Assessment. Journal of Al-Farabi Kazakh National University, Educational Series.

Yakavets, N. (2017). Negotiating the principles and practice of school leadership: The Kazakhstan experience. Educational Management Administration & Leadership, 45(3), 445-465.

Yakavets, N., Frost, D., & Khoroshash, A. (2017). School leadership and capacity building in Kazakhstan. International Journal of Leadership in Education, 20(3), 345-370.

Yakavets, N., Bridges, D., & Shamatov, D. (2017). On constructs and the construction of teachers’ professional knowledge in a post-Soviet context. Journal of Education for Teaching, 43(5), 594-615.

Yakavets, N. (2016). Societal culture and the changing role of school principals in the post-Soviet era: The case of Kazakhstan. Journal of Educational Administration, 54(6), 683-702.

Yakavets, N. (2014). Reforming society through education for gifted children: the case of Kazakhstan. Research Papers in Education, 29(5), 513-533.

Zhadrina, M. & Kurakbayev, K. (2014) Содержание школьного образования в Казахстане: новые перспективы. [School Curriculum in Kazakhstan: new perspectives]. Journal of Al-Farabi Kazakh National University, Education Series. 3 (43), pp. 14-23.