Nazarbayev University
Graduate School of Education

Graduate School of Education

СООТВЕТСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

СООТВЕТСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

Соответствие учебных планов средних и высших учебных заведений Казахстана в контексте международного опыта

Статус: завершено, 2012 – 2013 гг.

Научно-исследовательская группа

Высшая школа образования Назарбаев Университета

Д-р Куракбаев Кайрат (ведущий соисследователь)

Д-р Сагинтаева Аида

Билялов Дархан

Камбатырова Асель

Кишкентаева Марина

Факультет педагогики Кембриджского университета

Д-р Дэвид Бриджес (руководитель исследования)

Д-р Коллин Маклафлин (ведущий исследователь)

Д-р Олена Фимьяр

Д-р Дэвид Фрост

Д-р Фэй Тернер

Д-р Элейн Уилсон

Д-р Лиз Уинтер

Д-р Наталлиа Якаветс

Майк Янгер

Введение в проект

Основная часть программы казахстанской образовательной реформы ориентирована на среднее образование. Программа включает следующее:

* разработка нового учебного плана и преобразование структуры оценивания;

* структура школьного оценивания;

* внедрение трехъязычной политики в школах;

* разработка ряда новых школ для талантливых и одаренных детей – Назарбаев интеллектуальных школ;

* основная программа повышения квалификации учителей в рамках Центров педагогического мастерства.

Кембриджский университет принимает активное участие в процессе школьной реформы, в частности, посредством проведения международных кембриджских экзаменов, а также на базе Факультета педагогики. Научно-исследовательская группа Кембриджского университета является посвященными и в то же время сторонними наблюдателями в отношении процесса реформирования (позиция, знакомая многим в исследованиях в области образования), а методологические вопросы, поднятые этим позиционированием, будут тем, что мы хотим изучить в ходе исследования. Именно процесс школьного реформирования является предметом исследования, проведенного в 2012 – 2013 годах. Мы стремились понять и описать историю реформирования образования в Казахстане после обретения независимости в 1991 году, современный контекст и проблемы, которые реформа пытается решить, экономические, культурные, геополитические и просто прагматические соображения и устремления, которые продвигают политику, основные элементы этой политики и вопросы, которые рассматриваются при ее реализации. В первый год исследования мы сосредоточили внимание на доказательствах, собранных из официальных документов и полученных от ключевых фигур, находящихся в центре процесса реформирования. На втором году исследования мы сосредоточили внимание на опыте и представлениях тех, кто находится на местах в школах. Первоначально мы описали работу в 2012 году как «обзорное исследование», и это была его основная функция. Оно помогло исследовательской группе направить внимание на образовательные реформы в Казахстане и определить ключевые вопросы, которые заслуживают более детального изучения в будущем (см. раздел ниже для получения информации по следующим этапам исследования). В данном отчете много информации, которая не будет новой для коллег, участвующих в процессе реформирования в Казахстане. Однако исследователи привносят свои рамки понимания, международной опыт и критически-творческое видение, которые могут предложить другой способ взглянуть на уже известную информацию (см. работу Бриджеса от 2009 года о вкладе сторонних наблюдателей в исследования), поднимать новые вопросы или привносить новые взгляды. Между исследованиями и политикой или практикой существует механическая связь, но, безусловно, имеется надежда на сотрудничество в области исследований, что мы можем внести положительный вклад при помощи нашего исследования в развитие образования в Казахстане, а также в международное понимание его устремлений и опыта.

Основные выводы

Данное исследование было начато в качестве обзорного исследования в 2012 году. Мы не предполагали подготовку рекомендаций на данном этапе, а скорее определения ключевых вопросов, заслуживающих внимания, и дальнейшего исследования в 2013 году и в последующий период. Проводя международное исследование, мы попытались выявить наиболее важные, на наш взгляд, вопросы, поднятые в документах, — в частности, в интервью, которые мы проводили последние девять месяцев, а также на основании международного опыта и научно-исследовательской литературы. Результаты данного этапа исследования полностью описаны в нашей книге «Реформа образования и интернационализация: пример школьной реформы в Казахстане» под редакцией Дэвида Бриджеса, опубликованной в сентябре 2014 года издательством «Cambridge University Press».

Подходы и методы исследования

В этом и будущем исследованиях мы намерены использовать комбинацию соответствующих исследовательских подходов и методов. Однако нет оснований для использования комбинации методов только ради обеспечения количества, а подходы и методы должны выбираться на основе их уместности для задачи исследования и в соответствии с причинами, доказательствами и аргументами, которые они приводят в действие. В первый год исследования мы, в основном, пытались понять недавнюю (после обретения независимости) историю и современную историю реформирования образования в Казахстане, факторы или «рациональность» образовательной политики и способ их размещения в более широком политическом дискурсе, а также в социальном, экономическом и культурном контексте современных реформ. Мы рассматривали все эти аспекты в соответствии с формулировкой в директивных документах и официальных заявлениях, как ранее и сегодня воспринимаются широким кругом людей, которые играют ключевую роль в формировании, интерпретации и осуществлении политики. Учитывая эти задачи, было бы целесообразно применять исследовательские подходы, извлеченные из истории (включая то, что Стэнхаус в 1978 г. называет «современной историей»), из социологии политики, анализа дискурса, экономической теории, сравнительного образования, философии и, умеренно на данном этапе, этнографии (анализ практических примеров) и жизнеописаний. Мы собрали доказательства, главным образом, из официальных и неофициальных документов и посредством интервью с ключевыми участниками (обсуждение ряда исследовательских подходов, которые могут поддерживать «основанную на фактических данных политику в области образования» приведено в работе Бриджеса и др., 2009 г.).

Основные публикации

Bridges, D. (2014) (ed.) Educational Reform and Internationalisation: The Case of School Reform in Kazakhstan. Cambridge: Cambridge University Press.

Bridges, D. & Sagintayeva, A. Introduction. In Bridges, D. (ed) (2014) Educational Reform and Internationalisation: The Case of School Reform in Kazakhstan. Cambridge: Cambridge University Press.

Bridges, D., Kurakbayev, K., & Kambatyrova, A. (2014). Lost-and-Found in Translation? Interpreting the Processes of the International and Intranational Translation of Educational Policy and Practice in Kazakhstan. In Bridges, D. (ed) (2014) Educational Reform and Internationalisation: The Case of School Reform in Kazakhstan. Cambridge: Cambridge University Press.

Frost, D., Fimyar, O., Yakavets, N., Bilyalov, D. (2014) The role of school director in educational reform in Kazakhstan. In Bridges, D. (ed) (2014) Educational Reform and Internationalisation: The Case of School Reform in Kazakhstan. Cambridge: Cambridge University Press.

Mehisto, P., Kambatyrova, A., Nurseitova, K. Three in one? Trilingualism in policy and educational practice. In Bridges, D. (ed) (2014) Educational Reform and Internationalisation: The Case of School Reform in Kazakhstan. Cambridge: Cambridge University Press.